Под социальной сегрегацией понимается сознательное подавление правящими или доминирующими элитами экономического, умственного и политического развития отдельных социальных групп.
Социальная сегрегация крестьянства в России, представлявшего более 80% населения страны, выражалась прежде всего в дискриминации его экономического, политического и культурного развития. Общие принципы этой сегрегации отразил еще В. Ключевский в 1911 г.: «Средства западно-европейской культуры, попадая в руки тонких слоёв общества, обращались на их охрану… усиливая социальное неравенство, превращались в орудие разносторонней эксплуатации культурно безоружных народных масс, понижая уровень их общественного сознания и усиливая сословное озлобление, чем подготовляли их к бунту, а не к свободе. Главная доля вины – на бессмысленном управлении»[1].
Экономическая сегрегация выражалась в непропорциональном большом, принудительном изъятии крестьянского продукта на содержание государства и высших слоев общества. Примером в данном случае могут являться размеры: совокупных налоговых и выкупных платежей с государственных и удельных крестьян, которыесогласно даннымправительственной сельскохозяйственной комиссии 1872 г., в 37 губерниях (не считая западных) составляли ~ 93% чистого дохода с земли, а «платежи бывших помещичьих крестьян по отношению к чистому доходу с их земли, - согласно «Трудам податной комиссии», - выразились в размере 198%, т.е. крестьяне не только отдавали весь свой доход с земли, но и должны были еще приплачивать столько же…»[2].
«Налоги, - отмечал в этой связи известный экономист И. Озеров, - из года в год высасывали из крестьянского населения огромную часть его дохода, не давая взамен почти ничего для улучшения культуры, для увеличения производительности народного труда. Хозяйство падало, и дефициты покрывались лишь хроническим голоданием»[3]. В то же самое время русское дворянство, священники и чиновники были освобождены от личных налогов. Известный общественный деятель того времени князь В. Мещерский замечал по этому поводу: «наша финансовая система всегда основывалась на несоразмерном взимании налогов и податей с наименее имущих плательщиков», привилегированные же классы продолжают «пользоваться полным безучастием в несении тягостей государственных платежей»[4].
При этом «стоимость содержания этой (государственной и элитарной) надстройки, была несопоставима с национальным доходом. Бремя налогов, добавлявшееся к другим видам частной эксплуатации, мешало накоплению капитала в крестьянской экономике, а без такого накопления внедрение новой агротехники и применение более совершенной организации труда было невозможно…, - писал В. Чернов, но, - невозможно и брать у деревни до бесконечности, никак не компенсируя причиненный ей ущерб»[5].
Несоразмерные взыскания с крестьянства не позволяли ему накопить необходимый капитал для поднятия своего хозяйства и преодоления глубокой нищеты. Сложившийся порядок, писал С. Витте Николаю II, держится только на долготерпении крестьянства, оно слишком долго подвергается перенапряжению[6]. «Теперь мы действительно обеднели, - утверждал в начале ХХ века известный экономист, славянофил С. Шарапов, - мы убили, закабалили труд, а главное, мы беспощадно опустошили землю хищническим хозяйством»[7]. Что дальше? – «В будущем не видно ничего, - отвечал Шарапов, - кроме взрыва стихийной ненависти, которая накопляется все больше и больше»[8].
Терпение крестьянства лопнуло, что привело к Первой русской революции. Она началась с Петиции рабочих 9 января 1905 г. где одним из первых требований стояла отмена выкупных платежей. Отказ правительства удовлетворить требования привел к тому, что своих прав крестьяне стали добиваться силой. На основную причину перехода крестьян к активным действиям П. Столыпин указывал в своем отчете о волнениях в Саратовской губернии: «все крестьянские беспорядки, агитация среди крестьян и самовольные захваты возможны только на почве земельного неустройства и крайнего обеднения сельского люда. Грубое насилие наблюдается там, где крестьянин не может выбиться из нищеты»[9].
Культурная сегрегация выражалась, прежде всего, в подавлении умственного развития крестьянства, в ограничении возможности получения им образования: «Понимание того, что на отсталой деревне лежит тяжелое бремя не только государственной надстройки, но и лихорадочно развивавшейся капиталистической промышленности, финансируемой правительством, а также страх, что крестьянство поймет это и сделает опасные политические выводы, заставляло власть намеренно сохранять невежество, безграмотность и культурную отсталость села, где единственной отдушиной для трудящегося крестьянина был кабак, который благодаря государственной монополии на спиртные напитки являлся еще одним способом опустошения мужицкого кармана. Все пути перехода к более высокому уровню производства, - отмечал Чернов, - были для деревни закрыты»[10].
Пример подобной сегрегации давал циркуляр Министра народного просвещения, 1887 г.: «Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как доказывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений»[11].
К чему пришла Россия в результате этой политики, С. Витте писал Николаю II в 1898 г.: «Наш народ с православной душой невежествен и темен. А темный народ не может совершенствоваться. Не идя вперед, он по тому самому будет идти назад, сравнительно с народами, двигающимися вперед»[12]. «Главный недостаток России заключается в отсутствии народного образования», - заключал Витте[13]. Известный историк С. Соловьев добавлял: «просвещение необходимо было не для удовлетворения одним только материальным потребностям государства; оно было необходимо для очищения нравов»[14].
Крестьяне отлично осознавали эту сегрегацию. Примером тому может служить решение одного из крестьянских сходов в Курской губернии: «одною из главных причин нашего бесправия служит наша темнота и необразованность, которые зависят от недостатка школ и плохой постановки в них обучения»[15]. Требование введения бесплатного всеобщего начального образования, войдет в Петицию рабочих 9 января 1905 г.
Политическая сегрегация выражалась в подавлении гражданских и политических прав крестьян. Пример в данном случае приводил С. Витте: «Крестьянство находилось вне сферы гражданских и других законов... На крестьянина установился взгляд, что это, с юридической точки зрения, не персона, а полуперсона. Он перестал быть крепостным помещика, но стал крепостным крестьянского управления… Вообще его экономическое положение было плохо, сбережения ничтожны…»[16].
Один из выдающихся агрономов московского земства А. Зубрилин в этой связи замечал: «Самые элементарные зачатки народной мысли, порывы умственной деятельности на каждом шагу встречают административную опеку. Нельзя же в самом деле насаждать приемы хозяйства высококультурных стран среди массы пользующейся правами детей…»[17]. Однако это была совершенно осознанная политика: государство тем самым стремилось, по словам А. Грациози: «изолировать или сегрегировать российское крестьянство, как от гражданского общества, так и от политического ядра... ради гарантии политической стабильности»[18].
Крестьяне и рабочие отлично понимали свое положение в той же Петиции рабочих царю от 9 января 1905 г., с отклонения которой царем, и началась Первая русская революция, говорилось «Необходимо [народное] представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собою… Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все».
[1] Цит. по: Магарил С. «Российская интеллигенция. Пределы рациональности», «Диалог со временем» – №34, 2011
[2] Каблиц И.И. Основы народничества- СПб. 1872-1873 (Платонов О.А…, с. 221).
[3] Озеров И…, с. 22.
[4] Мещерский В.П. Дневник, 28 марта // Гражданин. 1887. 4 апреля. N 27-28. С. 17. (Дронов И...)
[5] Чернов В.., с. 414-415.
[6] Милов Л. В. (ред.) История России. ХХ - начало XXI века. М. 2008, с. 92. (Нефедов С…)
[7] Шарапов С.Ф…, Славянофилы в экономике., с. 421.
[8] Шарапов С.Ф. После победы славянофилов. – М.: Алгоритм, 2005. – 624 с. Социализм как религия ненависти, с. 328.
[9] Кабытов П. С. Русское крестьянство в начале XX века. Куйбышев, 1990, с. 52. (Нефедов С…)
[10] Чернов В.., с. 415.
[11] Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназии 18 июня 1887 г.Разослан министром народного просвещения И.Д. Деляновым. Вошел в историю под названием циркуляр "о кухаркиных детях". Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т. Ш. С.432-433. Хрестоматия по истории России. - М.: Проспект., 2000. - 592 с., с. 308-309.
[12] Витте С.Ю…, т. 1, с. 722-731.
[13] Витте С…, т.3, с. 503.
[14] Соловьев С.М…, Взгляд на истоию установления государственного порядка в России до Петра Великого. Чтение четвертое, с. 198.
[15] Сенчакова Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства 1905-1907 гг. по материалам центральных губерний. – М.: Институт Российской истории, 1994. т.1. с. 132-138. (Хоскинг Дж. Россия и русские в 2 кн., - М.: АСТ, Транзиткнига, 2003. – 492 с., т.1. с. 29.)
[16] Витте С.Ю…, т. 1, с. 689, 690.
[17] Труды местных комиссий о нуждах сельхоз-промышленности XXIII. Московская губерния. 1903 г., с. 194. (Цит. по Мануйлов А.А…, с. 48).
[18] Wcislo F.W. Soslovie or Class? Bureaucratic Reformers and Provincial Gentry in Conflict, 1906-1908 // The Russian Review. 1988. № 1. P. 1-24. (Грациози А…, с. 10.)